Что лучше купить: беззеркалку или зеркалку?
ЧАСТЬ 3 — против зеркалок
К сожалению, среди всего богатства зеркалок не существует хоть сколько-нибудь близкой к идеалу модели. Да какой там идеальной — сплошные минусы и ограничения, ведь самые дорогие не дают самой большой детализации, а те где больше всего разрешения, оказываются медленными и урезанными по возможностям, потому что у них не всё настраивается. А взять ещё более младшие модели — там и вовсе царство отпиливания функций, чтобы не возникал «каннибализм» в рамках линейки.
Я уже говорил, что зеркалки, как тип камер — сплошной атавизм и наследие древних технологий, переходящих из поколения в поколение, прямо как в софте для Windows, где куда не плюнь «совместимость», граничащая с маразмом, из-за чего ни с сенсорным экраном нормально работать нельзя, ни в разрешении 3200×1800 нельзя работать комфортно.
В этой части, я расскажу о том, почему не стоит даже смотреть в сторону зеркалок, раскрою все основные минусы. Рубить, так до конца. Итак, поехали…
1. Зеркалки большие и тяжёлые
Внутри зеркалок нужно спрятать механизм и шахту оптического видоискателя, а рабочий отрезок спроектирован с учётом наличия зеркала и довольно велик. Именно поэтому камеры этого типа очень сложно сделать сколько-нибудь компактными. И даже отдельные эксперименты, типа Canon 100D, сложно назвать удачными, потому что хоть сама тушка и стала крошечной, и с трудом помещается в ладонь взрослого мужчины, оптика не стала меньше. Нельзя сделать её компактней просто из-за технических особенностей камеры, из-за рабочего отрезка, размера сенсора и зеркала. В итоге, это килограммы и килограммы.
Даже появление «кропнутых» камер с сенсором меньшего размера и оптикой, рассчитанной под него, не сильно спасает ситуацию — зеркалка остаётся крупной камерой.
Размеры порождают лень, и многие быстро теряют желание носить камеру всегда с собой, а значит, фотограф останавливается в развитии, он меньше снимает. Я знаю несколько профессиональных фотографов, которые хранят свои зеркалки у ассистентов. Те привозят фотоаппараты на съёмку в огромном рюкзаке вместе с оборудованием, а после забирают. У самого такого фотографа дома, из фотоаппаратов, может быть только смартфон.
Любителям ещё хуже. Им же что говорят обычно? Что китовая оптика только байонет закрывать пригодна, и что только старшие стёкла позволят получить хоть что-то внятное, сделать шедевр. Этот бред я комментировал неоднократно, не буду повторяться, но давайте подумаем над тем, что после таких баек нормальный любитель, вместе с тушкой, берёт пару тяжеленных профессиональных объективов, типа 24-70/2.8 и 70-200/2.8, и комплект вместе тянет уже на 3.5 килограмма. Вспышка добавит к этому ещё полкило. Пара хороших светлых фиксов — ещё килограмм. Всё вместе это сравнимо с пятилитровой бутылкой воды. Возьмите её, при случае, в руки и подумайте, готовы ли вы с этим таскаться постоянно.
Даже если не страдать маразмом, то набор из простой кропнутой зеркалки с китовой оптикой весит почти полтора килограмма, не намного меньше большой бутылки колы. Что, вот прямо приятно таскать это в руках, если можно обойтись втрое меньшим весом БЗК?
Знаю десятки примеров, когда люди покупали тушку типа Canon 5D Mark III или Nikon D810, и она потом замечательно, вместе с оптикой на пару сотен тысяч рублей, лежала на полке, потому что на шашлыки взять жалко, по городу с тяжёлой сумкой ходить лень, в отпуск брать бандуру страшно (украдут или ограбят). Стопятьсот причин оставить камеру дома находилось. В итоге, человек когда-то хотевший фотографировать, сам себе вредил. С чем полегче — снимал бы и рос, а так только расстраивался и терял моменты. Причём, профессионалов, покупающих бандуры, я ещё понять могу, у них работа тяжёлая, они вынуждены, а любителей понять не получается совсем, от слова «никак».
Опять же, Olympus E-M5 Mark II с тремя объективами, необходимыми мне для любой съёмки, я убираю в боковые карманы куртки, что много раз показывал друзьям. Также успешно, вместо M5-2 в карманы помещается старший E-M1 с кучей оптики. Попробуйте так взять с собой зеркалку!
И ещё одно. Отнеситесь к этому серьёзно. Я плотно задумался о беззеркалках, сорвав спину после трёх дней коммерческой съёмки. Случилось это три года назад, а болит до сих пор. Тогда боли были такими, что после съёмки я ложился на пол и отдыхал, лишь бы отпустило. Большинство моих знакомых профессионалов ходит на массаж или хочет ходить, знает приёмы по растяжке спины, потому что со временем, если постоянно таскать в руках пару килограмм, можно схлопотать кое-что очень нехорошее, типа грыжи позвоночника. Если уж решитесь ходить с зеркалкой и тяжёлыми линзами, покупайте разгрузки, лучше те что на два плеча и на две камеры, чтобы сбалансировать нагрузку, или поясные. Не носите камеру на шее, ей это совсем не полезно. Да и ношение на одном плече может быть вредным, потому что инстинктивно вы приподнимаете плечо, чтобы камера не соскальзывала, и ходите с кривым позвоночником.
2. У зеркалок оптический видоискатель
Оптический видоискатель — это то ещё зло. Начинающий фотограф не может понять, глядя в него, что он получит, потому что то, что видит человеческий мозг (мы видим им, а не самими глазами), разительно отличается от того, что видит камера, и тем более, что попадает в JPEG. Вы видите лёгкие тени под бровями, а для камеры это глубокие провалы как у панды. Вы видите красивое солнце и голубое небо, а в кадре выбеленное нечто. Профессионал с большим опытом начинает видеть мир иначе, он в любой момент прикидывает, что камера может захватить, а что ей не по силам.
Ещё хуже тем, кто снимает на автомате — они видят в видоискателе размытое, а на фотографии резкое. В видоискателе нет зерна, там не видно, что ушло в пересвет, какие будут оттенки.
И кстати, в оптическом видоискателе, в действительности, картинка отличается от того, что приходит на матрицу. Возьмите свой самый светосильный объектив, какой-нибудь 85/1.8 или 50/1.4 и снимите чашку с чаем на столе на открытой диафрагме так, чтобы сзади в размытии была любая надпись. Потом сравните то, что вы видите в шахте с тем, что видите на картинке. Сразу поймёте, что оптический видоискатель показывает вам не такое размытие, какое получается на фотографии. Физически, при понимании устройства камеры, это легко объяснимо, но мало кто учитывает отличие. Беззеркалка покажет то, что видит сенсор, и это будет более точная информация. При съёмке на закрытой диафрагме вы ещё можете, на беззеркалке, использовать кнопку, прикрывающую диафрагму, чтобы в точности понять какая будет ГРИП. На зеркалке эта кнопка тоже не даст точной картинки.
Оптический видоискатель темнее реальности, потому что не весь свет из объектива проходит на него. На камерах Canon от 40% до 60% света идёт на датчики фокусировки. Вы и так в сумерках не слишком хорошо видите, а в видоискателе видно в два раза меньше света. Человек в темноте видит гораздо хуже, зрение теряет резкость, и зеркалка усиливает этот эффект. Беззеркалки этой проблемы лишены, они видят в темноте лучше человеческого глаза.
Оптический видоискатель окажется врагом при использовании объективов без автофокуса. Современные зеркалки на них не рассчитаны, мало на какие модели можно установить даже матовый фокусировочный экран, а уж об увеличении и фокуспикинге стоит забыть. Исключение — зеркалки Sony с полупрозрачным зеркалом, которые видят сенсором и там эти технологии есть. Я как-то тестировал шикарный Carl Zeiss Otus, дающий отменную резкость, на Nikon D800. Процентов 80 отснятого пришлось выкинуть в помойку из-за промахов по фокусу, потому что невозможно было через видоискатель навестись на резкость. Этот же объектив в паре с беззеркальной Sony A7R просто прекрасен.
3. Датчики фокусировки только в центре
У большинства зеркалок датчики фокусировки сгруппированы ближе к центру кадра, в то время как у беззеркалок можно наводиться на резкость по объектам, расположенным очень близко к краю сверху и снизу, слева и справа. Особенно этим страдают полнокадровые камеры. В режиме следящего фокуса, когда камера старается удержать объект в фокусе в движении, на зеркалках приходится компоновать снимок так, чтобы объект всё равно был где-то, более-менее, в центре. В этом плане часто выигрывают кропнутые зеркалки, например Canon 7D Mark II, у которого та же система фокусировки, что на Canon 1D X и 5D Mark III, но датчики покрывают бОльшую часть кадра, но даже ему далеко до расположения точек на куда более доступной Sony A5100 или тех же Olympus E-M1, E-M5 Mark II или Fujifilm X-T1.
4. У зеркалок есть зеркало
Удивлены? Да, зеркало может быть минусом. Особенно хорошо это знают владельцы Nikon D800/800E и D810, скоро поймут и владельцы Canon 5Ds/5Dsr. Я очень сильно ощутил минусы зеркала, когда много лет назад перешёл на «единички» Canon — самые старшие и дорогие камеры в линейке. Зеркало в камере прыгает, и тем самым производит удар внутри камеры. Добавляет удару силы и затвор.
Этот микроскопический, казалось бы, удар, таки сдвигает камеру (даже на штативе) и с ростом разрешения его влияние на снимок становится всё сильнее. Когда мегапикселей всего 8 это незаметно, когда их 16 уже видно на разборе отснятого, а при 36 или 50 мегапикселях хлопок зеркала становится сущим злом, снимать с рук и получать резкие снимки становится всё сложнее даже на очень коротких выдержках, даже в студии, где вспышка даёт очень короткий импульс. Приходится использовать предподъём зеркала, штатив, тросик и другие ухищрения.
Я уже писал, что зеркало тот ещё атавизм — его нельзя заставить хлопать на скорости, доступной беззеркалкам, поэтому скоро беззеркалки уйдут ещё дальше вперёд по скорости съёмки, и даже у профессионалов станет возникать вопрос, стоит ли наличие оптического видоискателя этого.
И да, вы удивитесь, но на мероприятиях типа Олимпиады есть целый ряд задач, где используются зеркалки, но никто не смотрит в их оптический видоискатель, а управление фотоаппаратом происходит дистанционно. В этой сфере уже смело можно думать о том, чтобы вырезать из камеры зеркало.
5. Зеркалки слишком заметны
Человек с чёрным кирпичом в руке и белым стеклом на ней слишком заметен, он бросается в глаза, даже если старается быть незаметным, потому что невозможно периферийным зрением не заметить существо с трубой, что-то делающее в странной позе.
Не зря трэвел-фотографы предпочитают технику более незаметную: дальномерки и беззеркалки — их спасение. Там где компактной камерой можно пшикнуть незаметно, фотограф выглядящий «как профессионал» (он им может и не быть) может схлопотать большие проблемы. Психология современного человека проста — если снимаешь на что-то маленькое, то для себя и любитель, а с большой камерой ты работаешь и нарушаешь права.
Недавно меня пустили в ночной клуб, один из лучших в Москве, с камерой и тремя объективами. Конечно, это была беззеркалка, и если конкретно, то E-M5 Mark II. Как-то раньше пробовал пройти в клуб с зеркалкой, и на входе жёстко развернули. Пришлось бросить технику в багажнике автомобиля.
6. Зеркалки шумные
Зеркалки издают хлопки зеркалом, да и затвор их нельзя назвать бесшумным. Звук издаёт даже прыгающая диафрагма. Складываясь вместе, это всё привлекает внимание окружающих, мешает снимать. Для съёмки в театрах, например, изобретены специальные аксессуары, в виде демпфирующих звук коробок, но даже там профессионал может помешать зрителям получить удовольствие. В то же время человек с бесшумной беззеркалкой, типа того же Olympus E-M5 Mark II или Sony A7S, переключенной в бесшумный режим, может снимать спокойно.
7. Зеркалки отстают в развитии
Здесь можно очень много написать. Например, Wi-Fi есть в очень ограниченном количестве зеркалок, а про NFC я совсем молчу. Поворотные экраны для этого типа камер — скорее приятный сюрприз, чем норма. Сенсорные экраны — огромная редкость, и есть всего в нескольких моделях. Даже новейшие форматы карт памяти, самые быстрые, зеркалки не поддерживают. Какой-то эталон консерватизма получается, как смокинг и Gelandewagen. 🙂
Фазовые датчики автофокуса, которые так хвалят за точность, не заточены под распознавание улыбки и даже глаз человека, а в режиме LiveView лицо распознавать могут далеко не все камеры. И вообще, у большинства камер этот режим, когда картинка выводится в реальном времени на экран, работает очень так себе, несравненно хуже, чем у беззеркалок. А между тем, визирование по экрану очень удобная технология, особенно при съёмке из неудобных положений.
Даже нормальный LiveView с автофокусом — на зеркалках всё ещё редкость. Есть несколько моделей, у которых я доволен скоростью фокусировки в этом режиме, но это не самые популярные среди фотографов камеры, потому что не относятся даже к классу полупрофессиональные.
8. Оптика для зеркалок не особо хороша
Оптика для современных беззеркалок разрабатывалась недавно, в ней использованы новейшие технологии, поэтому картинка на многих доступных линзах будет резкой по всему полю кадра даже на открытой диафрагме, будет минимум хроматических аберраций и других дефектов. Большинство линз для зеркалок разработано либо в плёночные времена, либо во времена, когда у сенсоров было гораздо меньшее разрешение. Например, Panasonic 42.5mm f/1.2 бритвенно резок с открытой диафрагмы, а Canon 85mm f/1.2L II USM на открытой откровенно софтит и хорош был на плёнке, когда не хотелось фотошопить кожу модели и на камерах типа EOS 5D с его 12 мегапикселями. Тот же Olympus 40-150mm f/2.8 даст прекрасную и очень резкую картинку даже с телеконвертером, а попробуйте взять что-то из телевиком для зеркалок, открыть диафрагму на максимум и одеть телеконвертер — получите не самый приятный результат. Я проверял линзы для Olympus в 64-мегапиксельном режиме, и получал с них очень достойную картинку, то есть они разрешают ещё и с запасом.
Да, Canon и Nikon начали обновлять парк оптики, их вынудили к этому их же камеры с высоким разрешением. Так у Canon всё, что вышло после 70-200 f/2.8L IS рассчитывалось уже на 50-мегапиксельный сенсор. Ценник этой новой оптики можете посмотреть на Маркете.
9. На зеркалках возможен бэк и фронт-фокус
И это совершенно нормально, потому что датчики фокусировки отделены от самой матрицы, соответственно система усложнена и возможны сбои. Сами линзы могут быть неправильно отъюстированы, датчики могут «уехать» или зеркало чуть перекосит. Фотографы очень заморачиваются с этим, выбирают один объектив из нескольких при покупке, тащат технику в юстировку. На беззеркалках такой дефект невозможен технически, потому что плоскость датчиков совпадает с плоскостью матрицы или используется контрастный способ, и если картинка в резкости в видоискателе, то она и правда в резкости.
10. Некоторые аксессуары для зеркалок стоят огромных денег
Посмотрите цены на Wi-Fi-трансмиттеры для Canon 1D X или Nikon D4S. Этот маленький гаджет стоит, как одна очень хорошая беззеркалка вместе с объективом, оснащённая тем же Wi-Fi. Поищите, сколько стоит этот аксессуар для Canon 5D Mark III или Nikon D810. Удивитесь ещё раз. Потом найдите, сколько стоит зарядка для Nikon D4.
В беззеркалки Wi-Fi сейчас стали встраивать повально. Можно сразу и удобно отправлять фоточки в соцсети. А за то, как Samsung сделала беспроводку в NX mini, я готов им памятник поставить.
11. Проблемы с зарядкой
Немало на рынке беззеркалок, которые можно зарядить от USB, а как следствие, хоть от солнечной батареи на рюкзаке, хоть от ноутбука, хоть от телевизора в гостинице, хоть от пауэрбанка прямо в кармане. Зеркалки так не умеют, для них приходится носить с собой зарядку. Про цену этого аксессуара, для некоторых камер, написал выше. В любом случае, это лишняя коробочка, занимающая место в багаже.
12. Размер системы определяет размер аксессуаров
Тяжёлая камера требует тяжёлого штатива, как следствие, возрастает совокупный вес системы, и к тем пяти килограммам, которые я перечислил вначале, добавьте ещё килограмма четыре штативного железа. Вот правда, совсем не идеал для пеших прогулок в лес для удовольствия.
13. Зеркалки выглядят профессионально
В общем-то, это уже повтор, но я хочу выделить в отдельный пункт. Не всегда плюс, что камера выглядит профессионально. У компании Leica даже есть принцип: «Камеры Leica покупают те, кто любит и умеет снимать, но не хотел бы, чтобы на светском мероприятии их перепутали с фотографом». Тоже позиция, между прочим.
14. Зеркалки дают не самую качественную картинку
Парадокс, казалось бы, но я уже о нём писал. Качественная картинка это совокупность хорошего сенсора, хорошей оптики, удобного и понятного управления и мастерства фотографа. Оптика, по большей части, так себе, а хорошая стоит дорого и тяжёлая, управление сложное, цвет на выходе тоже очень спорный. В итоге, оказывается, что начинающий фотограф может на беззеркалке получить более годную и интересную картинку, с настройками по умолчанию, более резкую за счёт стабилизатора в камере у Olympus, который работает со всеми объективами, включая светосильные фиксы, или более интересную по цвету в Fujifilm, где заморачиваются над этим. Понятно, что всё это «синит-желтит-мылит» — больше регилия, и что существует RAW, но уже не раз говорилось, что с цветом сейчас интереснее на беззеркалках, о чём можете почитать у фотографов podakuni, pavel_kosenko и dmitry_novak.
15. Большой сенсор — не всегда плюс
Это я с точки зрения споттинга, анималистов, и даже о случаях, когда малая ГРИП не достоинство, а скорее недостаток.
ЧАСТЬ 4 — против беззеркалок
Всему хорошему рано или поздно приходит конец. Приходит он и фотоаппаратам, потому что их пожирают смартфоны, камер которых обычным людям достаточно, чтобы снимать пейзажи, памятники, себя на море, детей и котиков. Может для кого-то здесь это будет откровением, но большинство людей не мечтают стать фотографами, им не горит гоняться за оптикой и камерами, им просто нужны фоточки как срез момента, как костыли памяти.
К счастью, достаточно много и тех, кто хочет выйти за пределы. Если ещё недавно что-то серьёзное могли только зеркалки, один из наиболее продвинутых типов цифровой техники, то с некоторых пор реальную конкуренцию им составили беззеркалки, у которых есть и большие сенсоры, и сменная продвинутая оптика, но нет хлопающего зеркала — этого механического атавизма плёночных времён. Мне постоянно задают вопрос о том, купить ли зеркалку или беззеркалку, и если да, то что выбрать. Надеюсь, эти четыре части смогут помочь сделать осознанный выбор тем, кто ещё не определился.
В этих четырёх частях я постарался максимально нейтрально рассказать о минусах и плюсах этих систем, и взглянуть на проблему со стороны двух лагерей. Мне это сделать несложно, потому что на цифровые камеры я снимаю уже 17 лет, у меня в руках перебывало большинство фототехники, включая самые дорогие цифровые камеры.
Это четвёртая часть в серии «Лучше купить зеркалку или беззеркалку», в ней я расскажу о недостатках беззеркалок.
Итак, поехали…
1. Беззеркалки больше шумят
Сенсоры беззеркалок шумят обычно больше, чем у зеркалок. Как правило, разница эта составляет 1-2 ступени, то есть там, где на флагманской полнокадровой зеркалке вы можете снимать на ISO 6400, я бы не советовал на кропнутой беззеркалке переходить на ISO выше 3200.
Я сначала думал сделать формат этой статьи «доводы без оговорок», но в данном пункте это не совсем правильно, потому что из этого правила есть исключения. Самой малошумной камерой на рынке можно считать Sony A7S, у которой откурит и Nikon D4S, и Canon 1D X, не говоря уже о D810/5D Mark III. Есть беззеркалки со сравнимой с зеркалками шумностью, это Fujifilm X-T1, Sony A7/A7R/A7 II. На камерах Olympus стабилизатор позволяет выиграть за счёт выдержки, сильно снизив ISO и получить более чистую картинку, и этим нужно уметь пользоваться. И всё же, большинство кропнутых зеркалок соответствуют правилу, описанному выше.
В этом плане, попробуйте решить математическую задачку: если Olympus E-M5 Mark II уступает Canon 5D Mark III полторы ступени по шумам (ISO 2400 vs. ISO 6400), то где картинка будет чище при съёмке в церкви с рук: на M5-2 на 17mm f/1.8 (34мм ЭФР) на 1/5 секунды или на 5D Mark III на 35mm f/1.4 при 1/30 секунды.
Я сам всегда стремился обладать камерой, обеспечивающей наиболее чистую картинку, потому что люблю снимать в условиях, когда света недостаточно, а недостаточно его почти всегда — вечером, в квартире, в ресторане или кафе, в пещерах и внутри храмов. Именно поэтому я всегда гнался и за самой светосильной оптикой, которую только можно было найти.
2. У беззеркалок шире ГРИП
Особенность кропнутого сенсора — бОльшая грип при том же эквивалентном фокусном расстоянии. Правило здесь простое — «ГРИП увеличивается на кроп ступеней», то есть на камерах Olympus с их кропом 2x при диафрагме f/2.8 глубина резкости будет такой же, как на полнокадровой зеркалке с f/5.6 (f/2.8×1.4×1.4), а значит даже очень светосильный объектив с f/0.95 будет давать всего лишь глубину резкости как f/1.8 на полнокадровой камере. На камерах с полуторократным кропом (Fujifilm, например, или младшие Sony) снимая на f/2.8 вы получите нечто похожее на f/4,5 с полным кадром, что не сильно впечатляет.
Как следствие, если вы хотите так же мощно размывать фон, то нужно смотреть в сторону камер с самым большим сенсором, и большинство беззеркалок этого не даст.
Мы сейчас говорим не о «достаточном размытии», а о максимально возможном, конечно. И даже Sony с их полнокадровыми беззеркалками здесь выступает не лучшим образом, потому что их зумы тёмные, 24-70mm f/4 и 70-200mm f/4 — это не предел мечтаний для размытия фона, максимум для штатного «полтиника» это f/1.8, что тоже заметно слабее, чем у зеркалок. Для Canon есть штатный и популярный 35mm f/1.4L, а для Sony A7 почему-то 35mm f/2.8 (!), и только недавно представили f/1.4, который стоит даже дороже «эльки», и в два раза дороже прекраснейшего Sigma 35mm f/1.4 ART.
3. Беззеркалки слишком маленькие
В мужской ладони большинство беззеркалок лежат, как игрушка. Корпуса у них маленькие, и на них тяжело разместить столько же кнопок, сколько помещается на зеркалках. Как следствие, снижается оперативность при работе — может понадобиться чаще лезть в меню, чтобы что-то переключить. При съёмке на автомате это не важно, но мы же говорим о том, что фотограф, оперируя ручными настройками, стремится выжать максимум из камеры. Нет смысла гнаться за сложной техникой, если вы не готовы эту сложность использовать, а в плане управляемости и настраиваемости зеркалки профессионального класса предоставляют больше возможностей.
Опять же, если камера слишком маленькая, ей труднее снимать и фотограф больше будет уставать уже не позвоночником, от веса всей системы, а пальцами, которыми он будет сжимать камеру.
4. Беззеркалки слишком лёгкие
Чем камера легче, тем больше ваш тремор сказывается на ней, потому что тяжёлую камеру с тяжёлым объективом вы не можете также мелко трясти в руках. Это может осложнить съёмку с рук на длинных выдержках и на длиннофокусной оптике, особенно на беззеркалках, не оснащённых стабилизатором в камере или объективе.
5. У беззеркалок может не быть видоискателя
Видоискатели ставят на старшие модели беззеркалок, а младшие их обычно лишены. Экран камеры не всегда хороший инструмент для фотографа, потому что он слепнет на солнце, он слишком далеко от глаз чтобы разглядеть чётко попадание в резкость и некоторые нюансы.
6. Электронный видоискатель не всем нравится
Что бы я ни говорил о плюсах электронного видоискателя в прошлых частях, есть те, кто не может через него снимать и чувствовать себя комфортно. В темноте он слепит, на ярком солнце глазу нужно адаптироваться к сумраку в шахте, он может стробить при лампах дневного света. В конце концов, это я уже больше двадцати пяти лет читаю тонны текстов с экрана и систематически разочаровываю офтальмологов, а многим читать даже статьи с ноутбука некомфортно.
7. У беззеркалок нет двух карт памяти
Этот момент смущает множество моих знакомых профессионалов, которые хоть раз в жизни, но сталкивались с тем, что флешка может умереть внезапно, прямо после очень важной коммерческой съёмки. В профессиональном инструменте обязано быть два слота для карт памяти — и точка, иначе это лотерея, пусть внутри хоть трижды Sandisk или Lexar, при всём к ним уважении.
8. Беззеркалки нужно выключать, иначе у них садятся батарейки
Зеркалка может сутками висеть на шее включенной, и чтобы снять кадр достаточно будет поднести её к глазам и нажать на спуск. За долю секунды она проснётся и сфотографирует. Те, кто переходит с зеркалок на беззеркалки, забывают, что эти камеры постоянно видят сенсором, как будто вы снимаете на фотоаппарат видео. Это разряжает батарейку очень быстро, и нормальный сценарий работы с такой камерой — это сделать снимок или несколько, затем выключить камеру, включить перед следующей съёмкой. Это совсем другой рефлекс, и не всем он нравится. Носить же 3-4 аккумулятора на целый день съёмки люди, которые так странно используют БЗК, не хотят, потому что батарейки тоже стоят денег.
9. Беззеркалки не включаются мгновенно
Я тестировал все новые модели, и до сих пор ни одна не может включиться так же быстро, как это делают зеркалки. У лучших моделей включение (от поворота рычага до «кадр сделан») длится около секунды, в то время как Nikon D4S делает снимок практически сразу же, после поворота рычага, это время не удаётся замерить ручным секундомером. Я сейчас не о shutter lag, а о времени перехода в активный режим, и это разные вещи.
Есть ещё немало беззеркалок, которые крепко задумаются при включении и, разве что, налоговую декларацию не сдают за это время. Упустить кадр таким образом можно запросто.
10. У беззеркалок низкое разрешение
Погоня за мегапикселями тут не при чём. Стоки, на которых многие хотят зарабатывать, не будут принимать кадры с большинства беззеркалок, потому что там часто не больше 16 мегапикселей. Исключения есть, но если взять этот класс камер в среднем, то по разрешению они проигрывают зеркалкам, как бы не были прекрасны матрицы без оптического низкочастотного фильтра или небайеровские матрицы.
При студийной съёмке тоже хочется иметь запас по разрешению — и чтобы кропать, и чтобы было больше материала для ретуши.
11. Для беззеркалок мало системных аксессуаров
У большинства беззеркалок возникнут проблемы, когда захочется выйти за пределы простой фотографии. Скажем, топовые вспышки Profoto поддерживают TTL и HSS только с камерами Canon и Nikon, аналогичная ситуация с другими производителями освещения. В продаже проблематично найти тилт-шифты для беззеркалок и экстремальные фишаи. Вы без проблем найдёте для зеркалок TTL-кабель для работы в клубе со внешней вспышкой или радио-трансмиттер, поддерживающий управление мощностью, те же TTL/HSS. В большинстве своём переходники для зеркальных объективов, для беззеркалок, либо неавтофокусные, либо автофокус там какой-то очень плохонький. Риги и стедикамы, фоллоуфокусы и остальное в ассортименте представлены для зеркалок, на которые нынче повально снимают видео.
12. У беззеркалок примитивные сетевые возможности, на любителей
Старшие зеркалки созданы не чтобы в инстаграм квадратики постить — их можно десятками подключать в локальную сеть и управлять целой такой системой камер удалённо. Такие зеркалки умеют заливать отснятое на FTP-сервер прямо в редакцию, у них есть возможность беспроводного tethered shooting. В беззеркалках Wi-Fi рассчитан на фотолюбителей, у которых нет таких задач — заливка на Вконтактик и Facebook либо отправка на смартфон для них практически предел, а управление по воздуху со смартфона не всегда полноценное.
13. Для беззеркалок нет тяжёлой профессиональной оптики
Попробуйте найти для беззеркалок аналоги профессиональным 200mm f/2.0, 300mm f/2.8, 600mm f/4, 200-400mm f/4 и другим светосильным фиксам, которые повально используют на Олимпиадах, автогонках, в анималистике и профессиональном репортаже. На некоторых системах ничего такого нет близко, на других вы получите что-то похожее, но с бОльшей ГРИП (см. пункт 1). Движение в этом направлении идёт, но мы же говорим о «прямо сейчас».
14. Для беззеркалок вообще мало оптики
У меня была тема про «лучший портретник для беззеркалки», и появилась она в результате тяжёлых и длительных размышлений о том, что я выберу для себя — Olympus, Fujifilm, Sony или Samsung. Общий вывод такой — не всё, что мне хочется поставить на беззеркалку, я найду, а для некоторых систем выбор оптики скудненький.
Я сейчас говорю о родных автофокусных объективах и специальной оптике, типа тилт-шифтов, сверхшириков и фишаев. Вы можете сколько угодно любить дедушкин Zeiss или папин Гелиос, но снимать на них хорошо для души, а не коммерцию, и не повседневное. И хотя работы в этой области идут у всех производителей, у некоторых очень даже активно, на текущий момент ситуация для многих беззеркальных систем печальная. Вполне логично производители считают, что среднестатистический потребитель беззеркалки будет доволен китовой линзой, требовательный захочет ещё полтиник и телевик, а остальное для них зона непредсказуемого спроса. Для таких, как я, это называется «выбор скудненький».
15. Ресурс затвора у беззеркалок ниже
Здесь я не готов положить голову на алтарь, но логика говорит, что у беззеркалок ресурс затвора должен быть ниже, чем у зеркалок. Например, для Canon 1D X указывается цифра в 400.000 срабатываний, и это означает, что камера выдержит столько, а дальше начинается зона неуверенности и возможного отказа. Камера может пробежать миллион, и работать без проблем, а может не пробежать. У меня в офисе лежит Canon EOS 30D, этой камере уже лет семь, и она до сих пор уверенно работает и делает это постоянно.
Проблема в том, что я не могу найти цифр для старших беззеркалок, а у младших и не искал, именно поэтому могу предположить, что показатель будет ниже. Как показывает моя практика, если какой-то показатель можно выпятить, производители это делают, а здесь молчание и молчание.
Почему меня это беспокоит? С Олимпийской Эстафеты и Олимпиады я привёз 250 тысяч снимков. За четыре дня съёмки за кулисами шоу «Точь в точь» Первого канала сделал 10.000 фотографий на Olympus E-M5 Mark II. В среднем, я делаю до 300 снимков в обычные дни ежедневно, и это даёт больше 100 тысяч фотографий в год. Сколько в таком режиме выдержит беззеркалка? Я не знаю.
16. Нет экспокоррекции в ручном режиме
Я сейчас очень о своём, о наболевшем. До сих пор на большинстве беззеркалок нет экспокоррекции в ручном режиме, а она очень и очень нужна. Я уже много раз писал зачем. Полагаю большинству читающих эту статью плевать на такую особенность, а кто-то даже не догадывался об этом, но… это же мой блог и моё наболевшее! 😉
Автор Станислав Васильев. По материалам авторского сайта: Блог о хайтеке
Интернет-СМИ «Интересный мир». 01.09.2015
На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.
Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Visa 4276400051181130 Ширяева Лариса Артёмовна или MasterCard 5469400010332547 Ширяев Игорь Евгеньевич.
Также вы можете перечислить деньги в кошелек ЮMoney: 410015266707776.
Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.