Home 1 Туризм 1 Беседы об Арцахе. Часть 3. Политика.

Беседы об Арцахе. Часть 3. Политика.

С культурологом Дмитрием Егоровым беседуют психологи и журналисты «Интересного мира» Игорь и Лариса Ширяевы.

Начало ЧАСТЬ 1, ЧАСТЬ 2.

«Интересный мир»:

— Существует заметное противоречие между ереванскими и карабахскими армянами. Или нам показалось?

Дмитрий Егоров:
— Нет, не показалось. Отношение ереванских армян к карабахским часто ироничное. Достаточно вспомнить прозвище «карабахские ишаки», характеризующее упрямство карабахских армян. Карабахские же к ереванским тоже часто относятся иронично, как к людям, якобы не нюхавшим настоящей жизни. Карабахские часто чувствуют некое превосходство, как люди прошедшие войну и, главное, пережившие войну на своей территории. Они считают себя солью земли. Не будем также забывать, что Арцах подарил миру огромное количество очень талантливых людей. Если я верно помню, четыре советских маршала – это выходцы из Карабаха. Каждый раз, когда я бывал в каком-нибудь очередном Арцахском селе, местные жители обязательно мне называли имя какого-нибудь известного ученого, родившегося в их деревне. Я потом проверял по надежным источникам – действительно, факт! Маленький Арцах парадоксальным образом подарил человечеству интеллектуальную элиту общества. Это чудо невозможно объяснить, но это факт.

«И.М.»:

— Эти выдающиеся люди из Арцаха исключительно мужчины?

Д.Е.:

— Преимущественно мужчины. Культура тех мест такова, что сделать социальную или научную карьеру для женщины — это почти невозможно. Остается только сожалеть о потерянных для человечества талантливых женщинах, которые в силу особенностей местных традиций не смогли пробиться к образованию, науке, управлению, политике… Арцах мог бы быть более известным и авторитетным в мире, если бы эти женщины не похоронили свой талант по причине местных традиций и культуры.

«И.М.»:

Ереванские армяне часто говорят, что ключевые посты в политике и экономике Армении захватили карабахские. Это так?

Д.Е.:

— В общем, да. Армения и Карабах очень близки политически. Со времени победы в Карабахской войне, по понятным причинам, существует некое политическое покровительство карабахским армянам. Это понятно. Герои-победители вернулись с войны и получили заслуженные награды и некоторые привилегии. Получили не просто так, а потому что зарекомендовали себя пассионарными лидерами в сложное для народа время. Оба президента Армении (прошлый и нынешний) имеют прямые родственные корни в Арцахе. Это уже показатель влияния карабахских армян на политику и экономику Армении. Ну, а военные пассионарные лидеры привели за собой свою команду – соратников, друзей, родственников. И вот члены этой команды уже далеко не всегда обоснованно занимают свои руководящие должности в Армении. И естественно, это вызывает у коренных ереванцев целую гамму эмоций: от здорового скептицизма до «интеллигентского нытья».

«И.М.»:

Если карабахские армяне имеют такое большое влияние на политику и экономику Армении, почему две страны до сих пор не объединились? Почему Карабах до сих пор непризнанная республика? Почему продолжаются приграничные с Азербайджаном военные конфликты вместо окончательной и бескомпромиссной победы? Почему даже предлагается отдать обратно Азербайджану некоторые приграничные районы Карабаха в обмен на официальное признание независимости? Как-то, на наш скромный взгляд, не логично получается, если герои-победители в Карабахской войне имеют такое большое политическое и экономическое влияние…

Д.Е.:

— Ну, я же не политик, а культуролог. По-моему, корни в армянской миролюбивости и терпеливости. Потому что Карабахская война вспыхнула, как реакция на уже абсолютно невыносимые условия жизни карабахских армян на территории, на которой в то время политически доминировали азербайджанцы. То есть мирные люди очень долго терпели. И только невозможность больше терпеть заставила их взяться за оружие. Но я считаю, что был трагически упущен момент непосредственно при окончании Карабахской войны. Война была победоносной, а политические плоды этой победы оказались скромными и результаты неокончательными. Это военно-политическая ошибка. Это следствие мирного и добродушного армянского национального характера. Теперь уже поздно. После драки кулаками не машут. Поэтому сейчас у Нагорного Карабаха зыбкий международный юридический статус.

«И.М.»:

Глазами русского культуролога, не становясь ни на чью сторону, кто развязал Карабахскую войну? Это справедливая народно-освободительная война карабахских армян, которых пытались лишить национальной культуры, христианской веры, национальной самоидентичности? Или это армянская военная агрессия и оккупация азербайджанских земель?

Д.Е.:

— Моими глазами это была несомненно справедливая народно-освободительная война. Это был справедливый вынужденный ответ на азербайджанскую политику невыносимого жестокого давления на армянское население. Это был абсолютно адекватный ответ. Чтобы понять это, достаточно почитать исторические документы. Это факты. И повторюсь, этот ответ можно было завершить лучше.

Что касается нескольких приграничных с Азербайджаном оккупированных районов. Именно о них о часто говорят, как о зоне оккупации. Давайте посмотрим историю. В этих районах армян, как основной доминирующей национальности, до Карабахской войны не было уже лет 200-300. Но ведь до того там жили преимущественно армяне. История и время постоянно все перемешивают в этих местах. Абсолютной исторической однозначности добиться в этих местах невозможно. Это же территория совместного проживания представителей разных культур и национальностей. Она столетиями такая была. Поэтому аргументы к какой-то однобокой в чью-либо пользу исторической правде неадекватны. Люди просто жили здесь. Люди разных культур и разных национальностей веками жили бок о бок, сменяя друг друга. А потом одни люди стали жестоко притеснять других и выдавливать их со своих родных мест. Вспомните хотя бы историю погромов армянских жителей. Вытесняемые и притесняемые, они долго терпели, а потом не выдержали и, доведенные до крайности, с оружием в руках отстояли свои жизни, достоинство, веру. Да, война, да они в ней победили. И это и есть историческая справедливость.

«И.М.»:

— На современной территории Арцаха остались смешанные армянско-азербайджанские браки?

Д.Е.:

— Очень мало. Я знаю одну такую семью, в которой жена – азербайджанка по национальности. Это не тайна. В округе все об этом знают. Это пожилая женщина, выглядит вполне светски, никаких нарочитых атрибутов религиозности у нее нет. С ней свободно общаются, никакого предубеждения я не заметил. Кстати, большинство карабахских армян знают азербайджанский язык. Ведь два народа жили долгое время бок о бок. Мне всегда забавно, что до сих пор в Арцахе некоторые люди прогноз погоды слушают «оттуда» на азербайджанском языке. То ли потому, что сигнал передатчика сильнее, то ли потому, что прогноз погоды более правильный…

Возвращаясь к вопросу, азербайджанцев в Карабахе осталось очень мало. Их все знают, они под пристальным вниманием, но никакого притеснения лиц азербайджанской национальности в современном Нагорном Карабахе лично я не заметил. Это такой же коренной житель этих мест, он или она свободно говорит на армянском языке, разделяет эту культуру. Но нужно понимать, что таких людей осталось очень-очень мало, это единичные случаи.

«И.М.»:

Война в Карабахе еще будет?

Д.Е.:

— Думаю, что да, причем в обозримом будущем.

С культурологом Дмитрием Егоровым беседовали Игорь и Лариса Ширяевы. Фотографии: Ширяевы Игорь и Лариса.

Электронное СМИ «Интересный мир». Выпуск №56 от 29.03.2012