Home 1 Туризм 1 Байкал. Зимний велопоход. Часть 1.

Байкал. Зимний велопоход. Часть 1.

Байк-Байкал. Часть 1.

Две недели назад мы вернулись из велопохода по Байкалу. Завершились наши приключения на льду великого озера – и теперь самое время о них рассказать. Когда немного улеглись мысли о боли и холоде, и остались только тёплые воспоминания, можно поведать и о «светлой стороне». Ведь кататься с ветерком по льду нашего великого озера – это по-настоящему классно. Ветер в морду, бездна под ногами, а ты крутишь педали изо всех сил, чтобы только холод не схватил. И бирюза сменяется тьмой, ленты трещин вьются и вьются под шипами колёс. Байкал для меня – это космос, место силы. Можно заряжаться, как батарейка, отдохнуть от суеты, послушать себя. Первый раз мы ходили на Байкал на коньках (читать и смотреть потрясающий репортаж Данила Коржонова «Тонкие струны Байкала или 400 км на коньках!»прим. ред.), теперь – на велосипедах. Об этом походе и будет мой небольшой фоторассказ.

(Фотографии при клике увеличиваются и открываются в отдельном окне)

Байкал

2. Открываю глаза, а там – красота! Горы внизу подсвечены, словно изнутри, рубиновым светом, пики алеют, и мягкое покрывало света окутывает бескрайнее кружево хрустальных ниток хребтов. 3 часа в полёте, ночной рейс до Иркутска. И как нас угораздило очутиться среди этой неимоверной красоты? История позади. 2 года назад мы точили коньки, а теперь надевали шипованную резину на новенькие велосипеды Author. Да, в этом году мы решили время зря не тратить, а принести пользу ещё и хорошим брендам: фирмам Sony, Author, Garmin, Petzel, Bask, Novatour, RedFoX, Пик99, JetBoil. Перечислять можно ещё долго, но именно такой внушительный список спонсоров оказался у нас «за пазухой». Каждый из спонсоров дал нам какую-то свою особенно ценную и дорогую новинку. Все обзоры можно будет посмотреть в видеоблоге у Дениса (Смотрите видео внизу этой статьи! — прим. ред.), а я скоро расскажу о своих впечатлениях от новой камеры Sony A7R. Мы уже стали вовсю переживать, что просто не успеем пройти запланированный маршрут, а всю поездку только и будем заниматься тестами одежды, снаряжения, камер и велосипедов. Решение было простым: не составлять маршрут. Ведь мы не были привязаны по времени гостиницами: мы планировали ночевать в палатке прямо на льду. Как потом показала практика, мы успели всё отснять, и пройти интересный маршрут – от нашей любимой турбазы Ольтрек до Ушканьих и обратно за неделю. В сумме получилось чуть больше 300 км. Это меньше, чем мы прошли на коньках, но тот поход, всё-таки, был 2,5 недели.

Второй проблемой оказалось запихать это нереальное количество снаряги в самолёт. Мы летели компанией S7, а у них велы не котируются за спортинвентарь зимой. Конечно, велосипеды были разобраны, колёса сняты, оси, педали – тоже. Все детали, которые могли погнуться (петух, оси, диски) были либо спрятаны отдельно, либо основательно примотаны к велосипедам. Проблема с вещами была решена очень просто: взвесили велосипеды в чехлах нам отдельно, на стойке регистрации, а по дороге к негабаритному багажу мы в эти чехлы ещё доложили пару десятков кило перевеса. В принципе, негабарит у вас могут и там тоже взвесить, но в общей суматохе на это часто закрывают глаза. Ну а в самолёт мы всё равно заходили с сумками-авоськами, даже в чехлы всё не поместилось.

Байкал

3.

Байкал

4. Все фотографии я снимал на Sony A7R. Никон Д800 я тоже взял, для подстраховки – но в итоге так ни разу его и не достал. Про Сони я сделаю отдельный пост, пока посмотрите на сами снимки. Камера очень удобная для похода: лёгкая, с лёгкой оптикой. Мне сложно было привыкнуть к электронному видоискателю, ведь 8 лет снимаю на зеркалки. А в целом – камера славная, послушная, шедевры на ней можно делать без проблем. Широкоугольника пока в линейке объективов нет у Сони под эту камеру, поэтому я взял свой никкор 14 мм и переходник metabones. В Сони мне надарили ещё замечательных объективов: 35 мм, 24-70 мм и 55 мм. В основном, снимал всю поездку на 2 из них: 55 мм и 24-70.

Байкал

5. В первый день мы доехали на базу Ольтрек (кстати, одна из немногих баз, которые довозят сами и на хорошем микроавтобусе вместо буханки), собрали наших резвых коней – и сразу же отправились на лёд. Колёса удивительным образом держались на льду – словно липучкой приклеивались. А вот у Макса и у Дениса резина оказалась чуть дешевле, и они периодически падали с непривычки или просто проскальзывали на льду. Так что если соберетесь на Байкал кататься – не забывайте про хорошую зимнюю резину. Наверное, это единственное, что нам пришлось купить для этого похода. Поэтому могу с чистой совестью порекламировать свою собственную – это Schwalbe ice spiker pro.

А к вечеру мы уже исследовали пещеры и гроты острова Ольтрек. Правильный ракурс всегда даже из маленького лаза для мышки сделает гигантскую пещеру.

Байкал

6. А вечером был чудесный закат. Небо огнём разливалось в осколках льдинок, и мы радостно ползали в поисках интересных сюжетов. Вот, например, то ли медуза, то ли балерина, застрявшая в сугробе…

Байкал

7. А эту композицию составили то ли фотографы, то ли сама Природа. Факт тот, что мы эти маленькие осколки байкальского сердца заметили ещё издалека, и подкрались к ним на пузе. 🙂

Байкал

8. Домики туристов превращают в тюленей, выражаясь местным языком – в нерп. Поэтому 5 нерп решили на следующее утро дружно уехать из Ольтрека, официально открыв поход.

Каждый раз, когда выходишь первый раз за зиму на лёд, радуешься, как ребёнок! Катаешься по гладкому льду, переворачиваешься, греешься на солнышке. Правда, в этом году мы слишком поздно приехали на Байкал: лёд уже начал «плесневеть» — к началу весны лёд сначала начинает мутнеть, а верхний слой покрывается трещинками, похожими на снежную плесень, и уже через несколько дней лёд белеет полностью. Мы как раз попали к началу таких «мутаций» льда, поэтому космос мы видели только местами.

Привыкая к велосипедам, подтягивая ремешки и закручивая вредные гайки, мы проехали первые несколько километров. Вроде и едешь легко и бодро, но вот пятая точка страдает очень сильно: колобовники, торосы, неровный лёд откликаются моментально. Короче говоря, к вечеру у нас уже была походка матёрых ковбоев… На грунтовых дорогах, да даже на асфальте с ямами тряска ощущается не так сильно, как на льду Байкала.

Байкал

9. Одно из моих любимых мест на Байкале — скала Огой. Похожа на морду гигантского дракона. Правда, шаг влево-шаг вправо, и дракон превращается просто в гриб…

Байкал

10. В отличие от прошлого отчёта, где мы катались на коньках, пейзажных снимков очень мало: практически каждый день мы работали также хорошо, как и отдыхали, катаясь по Байкалу. Снимали снаряжение, делали видео-обзоры, искали интересные локации для съёмок нашего фильма о Байкале. Поэтому многое останется за рамками этого отчёта, в первую очередь не буду увлекаться фотографиями одежды и снаряжения. А кому это интересно — правильно подготовиться к походу, узнать минусы и плюсы спортивной одежды, и посмотреть наш сериал о походе — заходите на страничку видео-блога Дениса. (Смотрите видео внизу этой статьи! — прим. ред.)

Байкал

11. От мыса острова Огой мы поднялись наверх, к буддийской ступе. И с ветерком спустились вниз, к Байкалу.

Байкал

12.

Байкал

13. Участки чистого льда встречались нам не так часто. Собираетесь в поездку на Байкал? Поезжайте с середины февраля по начало марта. Этот год был очень тёплым, и Байкал буквально таял на глазах. От этого было слегка грустно… Наблюдать, как исчезает красота, созданная природой, тонкие струны, кружева покрываются пеленой…

Байкал

14. По восточной стороне Байкала, со стороны Малого Моря, очень много пещер, гротов. Иногда они вдаются на десятки метров вглубь Ольхона. Настоящие пещеры, в которых можно спрятаться или даже поставить палатку! Если бы только острые иглы сталактитами на свисали с потолка. 🙂

Байкал

15. Представляю, как тут может быть классно на закате. Но труба зовёт, и нам нужно двигаться дальше, в Хужир.

Байкал

16.

Байкал

17. Едем вдоль берегов Ольхона: это преимущество велосипеда. На машине ехать страшнее. Обычно лёд более тонкий, с продыхами, именно у мысов.

Байкал

18. К вечеру мы были уже в Хужире. Меня ещё в прошлый раз поразило, как маленькая деревенька быстро схватила своё положение столицы туризма Байкала. Есть избушки с большими вывесками «Интернет-кафе», B&B — и всё это на таких сараях, что думаю французы, любители побывать на Байкале, бывают просто ошарашены количеством «звёзд» подобных B&B. 🙂

К закату мы не успели — в Хужир уже въехали поздно. Потеряли след ледовой трассы МРС-Хужир, и сбились с пути, попав на гигантские поля торосов. Этот денёк показал нам, что не всё так просто и радужно. Поход обещал быть сложным физически, со своими испытаниями. Когда ты тащишь железного коня с 20 кило груза на нём через торосняк — мало не покажется. Ночевали мы опять у Тани в гостинице Хужире. Меня она сразу узнала, поздоровалась, и как будто я 2 года тут жил где-то по соседству, завела со мной житейский разговор.

Утром мы заглянули к Шаманке.

Байкал

19. Бурхан по-прежнему встречает первые лучи яркими ленточками. Святыня Азии, как ни крути.

Байкал

20. Красиво тут, спокойно. И закаты-рассветы всегда ласковые, даже без тучек. 🙂

Байкал

21. Здесь у нас была масштабная фотосессия велосипедов и одежды. Но я снова опущу этот эпизод, дабы не обременять вас излишне навязчивыми фотографиями. А вот своего лихого коня покажу. Велосипед зовут Dexter, и он действительно очень славный. Даже с гидравлическими тормозами. У Дениса на канале многие спрашивали, как себя гидравлика ведёт на морозе. Ответ — всё работает прекрасно, без отказа.

Байкал

22. Релаксируем. 🙂

Байкал

23. В этот день мы отправились дальше, к мысу Хобой. По пути у нас было несколько встреч. Пересеклись со славной группой пеших походников, «отобрали» у них собаку, прицепившуюся к ним ещё в Хужире. Собака сопровождала нас до самого мыса Хобой. Удивительно, но порой она бежала намного быстрее, чем мы ехали — и около 40-50 км в итоге за день с нами преодолела. Раскладку мы ещё на одного участника не рассчитывали, но поделиться в итоге пришлось. Собаку мы в итоге «сплавили» группе автотуристов только на следующий день.

Байкал

24. Байкал всегда чудесен, даже когда лёд стал таять. Бирюза местами пробивается, и льдинки россыпью алмазов лежат у мысов.

Байкал

25.

Байкал

26. Недалеко от Хобоя — мыс Саган-Хушун, «три брата». Это один из них, самый суровый.

Байкал

27. Приближаемся к Хобою. Дорога становится всё хуже и хуже. Громандые глыбы льдин, торосы, пересекают наш путь. Лёд почти везде закрыт снегом.

Байкал

28. Даже место стоянки найти тяжело. Встали мы в итоге под самым мысом Хобой в палатке. Озеро тут просто бушует: лёд надрывно трещит, схлопывается, а за Хобоем — бескрайнее поле торосов, да таких, что больше на айсберги смахивают. Ночевать на льду было, мягко говоря, не комфортно.

Байкал

29. На следующий день нам предстояли переправы через трещины. С утра встретили одного велосипедиста, который уже успел где-то провалиться. И стали очевидцами провала мужика-водителя. Он смело положил заледенелую доску на трещину, и конечно, через минуту уже смело вылазил из воды…

А мы переправлялись вот так.

Байкал

30.

Байкал

31.

Байкал

32. На ногах у нас ледоступы. Очень крутая вещь. Надеваются сверху на ботинок, снизу железные шипы в пластике. Ноги совсем не скользят на льду, а расположение шипов ехать не мешает.

Байкал

33. Если кто-то не знаком с шипованной резиной, то выглядит этот крокодил вот так.

Байкал

34. Поля торосов за Хобоем. Каждый год здесь Байкал неспокоен. Суровый нрав озера идёт вразрез с тишиной и монументальностью Ольхона.

Байкал

35.

Байкал

36. О том, как мы преодолели это поле, о ночёвке за 30 километров от берега на льду озера под звёздным небом, об Ушканах и возвращении на Ольхон — в следующей части!

Байкал

Автор фото и текста Данил Коржонов. Источник.

Байк Байкал. 1 серия. Автор видео Денис Доропей.

Продолжение ЧАСТЬ 2.

Электронное СМИ «Интересный мир». 19.04.2014