Home 1 История 1 Армения. Нораванк. Часть 4.

Армения. Нораванк. Часть 4.

В честь финансиста Буртела.

Предыдущая часть: «Армения. Нораванк. Часть 3».

Армения. Незабываемый монастырь Нораванк в ущелье со скалами кораллового цвета. Мы продолжаем экскурсию по монастырю Нораванк. А вот и самый красивый храм в Нораванке. Этот храм построен во славу финансировавщего постройку – Буртела Орбеляна. Этот храм в монастыре Нораванк так и называется Буртелашен, т.е. «построенный Буртелом».

(Фотографии при клике открываются в отдельном окне)

Армения. Нораванк.

Армения. Нораванк.

Итак, мы начали приближаться к Буртелашену со стороны церкви Сурб Карапет. И тут по пути нам встретились хачкары, опирающиеся на притвор Момика. Типичный ракурс для банального красивого кадра, и мы тоже его сделали.

Армения. Нораванк.

Раз уж мы увидели хачкары, то есть смысл остановиться и поговорить о них. Хачкар, или «крест-камень», — это вид армянских памятников в виде каменной стелы с резным изображением креста. Этот памятник обычно устанавливается у дорог, при монастырях, внутри и на фасадах храмов.

Некогда армянская граница узнавалась сразу – по хачкарам, служившим в качестве межевых или пограничных знаков. Однако сфера использования хачкаров не ограничивалась этим: они устанавливались по самым разным случаям – в честь военной победы, «в долгоденствие», в честь основания поселения и завершения строительства храма, дворца, моста, в благодарность за получение земельного надела.

Много хачкаров мы видели и фотографировали не только в Армении, но и в Нагорном Карабахе.

В монастыре Нораванк есть культовые хачкары, с которыми связаны самые животрепещущие моменты истории.

Армения. Нораванк.

Армения. Нораванк.

Армения. Нораванк.

Но самый-самый хачкар находится в монастыре в таком месте и так, что незнающий человек сразу и не приметит, а приметив, не обратит внимание. А даже если и обратит внимание, то не поймет, что это именно тот самый хачкар! А мы его вам покажем, но чуток попозже…

Итак, выходим из-за стены хачкаров к Бурталашену. Вот это красота! Скажете: «И что тут красивого?», а попробуйте, постройте-ка! А мы приедем и оценим ваши старания. Тогда и поговорим о красоте в деталях. А пока просто поверьте: храм красивый!

Армения. Нораванк.

У храма есть второе имя. Хотя оно на самом деле первое по значимости, но, тем не менее, по сути, второе. Эта двухэтажная церковь носит два названия: Бурталашен и Сурб Аствацацин (Церковь Святой Богоматери). Вот так вот и сошлись два начала, мужское и женское в стенах одного храма. Символично.

Армения. Нораванк.

Как же так может быть? А все очень просто, не все Орбеляны покоятся в часовне Сурб Григор. Сурб Аствацацин — усыпальница и поминальный храм Буртела Орбеляна. Скромно и со вкусом Буртел упокоился внутри храма Святой Богоматери. Так ведь и должно быть по законам природы.

«Это церковь поминовения усопших. Прямоугольный первый этаж служил семейной усыпальницей, а крестообразный второй – поминальным храмом, который был увенчан ротондой из нескольких колонн». Источник.

Армения. Нораванк.

Этот храм стал последней работой мастера Момика, он достроил его в 1339 году и, как утверждает легенда, с его крыши он и упал, так и не изведав любви молоденькой красавицы. Если кто-то заинтересуется подробностями этой легенды, то мы отправляем вас к первой части нашего рассказа о монастыре Нораванк. Там все подробно написано о жизни Момика и о его последней любви.

«В новейшее время вместо рухнувшей крыши была сооружена простая вальмовая четырехскатная крыша, но в 1997 году были восстановлены барабан купола и конусообразная кровля в память о первоначальной славе храма, о которой свидетельствуют некоторые обветшалые фрагменты». Источник.

Мастер Момик решил поместить основной зал церкви не внизу, а на втором этаже. Думаете просто для красоты или чтобы выделиться? Нет, все гораздо проще и практичнее. Это было сделано для того, чтобы в него не могли забраться дикие животные, коих в средние века здесь было великое множество. Да и сейчас, если сойти с тропы, вас поджидает шипящий сюрприз от местных гюрз.

Армения. Нораванк.

Мы, правда, настолько быстро бегали, что гюрзы решили с нами не связываться.

Итак, пойдемте внутрь… Хотя нет, стойте! Вот что мы вам не показали!

«Узкие ступени с профилированными стыками, выступающие на западном фасаде, ведут на второй ярус – к входу в молельню. Над дверью первого этажа помещен барельеф, изображающий Богоматерь с Младенцем Христом и Архангелами, а над верхним входом – изображения Христа и фигур Апостолов Петра и Павла». Источник.

Подняться по ним довольно-таки легко, а вот спуститься – не факт.

Армения. Нораванк.

Мы заметили, что кроме Богоматери с Младенцем Христом, здесь есть силуэты двух стоящих архангелов в богатой одежде, один из которых держит в руках макет храма. И у всех стёсаны лица.

Армения. Нораванк.

Армения. Нораванк.

Честно говоря, мы не успели нормально сфотографировать внутри Бурталашена. Многие интересные места храма мы проскочили мимо, за что нет нам прощения. Но все-таки, кое-что мы смогли запечатлеть.

Армения. Нораванк.

При том, что снаружи храм красивый и воздушный, при входе в него сразу спускаешься в полуподвальное помещение. Темное и страшное. Есть в этом даже какая-то привлекательность, как говорил Гегель, «свое другое»: снаружи розовое, внутри черное… Снаружи – жизнь, внутри – гробница…

Барельеф Богородицы…

Армения. Нораванк.

Настенный барельеф — крест.

Армения. Нораванк.

Хачкар в стене…

Армения. Нораванк.

Еще хачкар с крестом из костей… На наш взгляд, самый впечатляющий!

Армения. Нораванк.

В общем, внутри можно найти много всего интересного! Но есть нечто, на что вы сразу внимание не обратите… Среди мрачного пространства гробницы, в вековой пыли и воске от свечей, с отбитыми углами и в полной темноте, слева от настенного барельефа креста (под окошком) скромно стоит, прислонившись к черной стене, самый известный хачкар, сделанный Момиком. О нем упоминают путеводители и книги по искусству, но его трудно найти, если не знать. А мы вам покажем.

Вот он, знаменитый хачкар работы Момика 1308 года!

Армения. Нораванк.

«Большой крест над щитообразной розеткой и выпуклые восьмиконечные звезды, вертикально расположенные по бокам, выполнены на фоне ажурной резьбы. В верхней части хачкара – изображение Деисуса в обрамлении пяти арок, символизирующих крытую аллею из вьющихся растений, на что указывает фоновый орнамент из цветов, фруктов и листьев виноградной лозы». Источник.

Армения. Нораванк.

На трех колоннах в западной части ротонды изображены основатели Буртелашена. Кусочки основателей видны на колоннах справа на фото.

«…Купол церкви хоть и рухнул в землетрясение 1840 года, в парусах, части свода, на которые опирается купол, сохранились четкие рельефы с символами евангелистов – ангела, льва, тельца и орла. Знаки-символы эти Момик разместил так, что их трехметровые «крылья» заполняли собой паруса из цельного камня, а тонкая разделка «перьев» переводила плоскость в графический рисунок». Источник.

Итак, если не поленится и поднять голову, посмотрев вверх, на сводчатый потолок усыпальницы, то можно увидеть то, что описано в Википедии и сделано Момиком.

Ангел

Армения. Нораванк.

Лев

Армения. Нораванк.

Телец

Армения. Нораванк.

Орел

Армения. Нораванк.

Как пишет Википедия, ценя благоволение княжеского рода Орбелянов, Момик позволил себе оставить на стене церкви лишь скромную памятку о завершении строительства в 1321-м и страшных подземных толчках, случившихся в тот год в Вайоц Дзоре…

А дорога к храму идет по могильным плитам… Обязательно наступайте на них! И посетите могилу Момика…

Армения. Нораванк.

Армения. Нораванк.

До свидания, Нораванк!!! Может быть, мы еще вернемся, и ты покажешь нам новые фрагменты Истории.

Армения. Нораванк.

Автор и составитель Лариса Ширяева. Фото Игоря и Ларисы Ширяевых.

Электронное СМИ «Интересный мир». 10.03.2015